Психологические правила, которым необходимо следовать, при организации учебной деятельности
■ Никто — ни взрослый, ни ребенок не любит, чтобы ему приказывали.
■ Никто не любит построения по команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.
■ Человек не любит выполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
■ Любой человек предпочитает сам выбрать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
■ Никто не любит работать вхолостую, функционировать подобно роботу, то есть совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
■ Необходимо добиваться того, чтобы деятельность стала мотивированной.
■ Любой человек стремится к успеху. Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит успех любого творческого дела.
■ Память, которой школа придаёт такое большое значение, обладает большой ценностью только в том случае, если она подключена к процессу «экспериментального нащупывания».
■ Мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности.
■ Ребенок не любит слушать объяснения с кафедры. Попробуйте организовать учебную деятельность так, чтобы ребенку пришлось действовать самому, чтобы он экспериментировал, исследовал, выбирал и классифицировал.
■ Ребенок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
■ Ребенок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.
■ Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает цели. Это самое крайнее средство.
■ Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, то есть ученикам наряду с учителями предоставлено право на управление жизнью и деятельностью школы.
■ В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы, организации творческой деятельности в ней.
Рекомендации по повышению эффективности обучения, воспитательного процесса и многостороннему развитию личности учащихся
Классному руководителю рекомендуется:
■ Проинформировать учителей-предметников о наличии в классе детей нуждающихся в особом индивидуальном подходе.
■ По мере возможности присутствовать на других уроках своего класса.
■ Осуществлять связь с родителями с целью наиболее успешной совместной работы, способствующей повышению успеваемости учащихся.
■ Использовать активные формы работы для формирования коллектива и самопознания учащихся, используя различные методы поощрения.
■ Корректировать план воспитательной работы с учетом данных психологопедагогической диагностики.
■ Добиваться 100% посещения родителями родительских собраний.
■ В систему классных часов внедрить один раз в четверть родительский классный час.
Рекомендации учителям-предметникам:
■ Работать над созданием индивидуальных программ обучения.
■ При составлении заданий для контрольных, самостоятельных и проверочных работ учитывать особенности детей с посредственными способностями.
■ При изложении новой темы добиваться максимального понимания учащимися излагаемого материала.
■ Задавать домашние задания, стимулирующие самостоятельную работу учащихся, развивающие их творческие интеллектуальные способности.
■ Стремиться к сокращению и уменьшению объемов домашних заданий, а по возможности вообще обходиться без них.
■ При выставлении оценок стремиться к максимальной объективности, раскрывая при этом все ошибки и успехи ученика.
■ Корректировать учебный план с учетом данных психолого-педагогической диагностики.
■ Организовать в различных формах педагогического сотрудничества работу по формированию у учащихся произвольного внимания, вербальных способностей, логического мышления, гибкости мышления, численных способностей и общей осведомленности.
Черты подросткового суицида
Суицид подростков имеет следующие черты:
■ суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
■ конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
■ суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;
■ суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
■ суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
■ средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Рекомендации по формированию классного коллектива
■ Разработать план внеклассных мероприятий: тематических классных часов, семейных клубов, праздничных огоньков, дней именинников.
■ Привлекать к организации внеклассных мероприятий совместно и «звезд», и «пренебрегаемых».
■ Привлекать к участию всех учащихся класса (каждый должен отвечать засвой участок работы).
■ Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека, формируя эмпатию.
■ Воспитание нравственных ценностей проводить на реальных ситуациях, используя все негативные моменты в межличностных отношениях (ученик- ученик, ученик-учитель).
■ У каждого учащегося в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться, испытать чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя.
■ Внедрять в классную работу элементы самоуправления (создать Совет класса, звенья, редколлегию, культмассовый сектор) и раздать полномочия каждому ученику.
■ Учить ответственности: распределяя обязанности в классе, классный руководитель должен познакомить учащихся с требованиями, которые будет предъявлять к каждому, а также о системе контроля за исполнением поручений и системе поощрения (отметить в стенгазете, грамота, благодарность родителям).
■ Вести контроль и предъявлять требования к выполнению поручений.
■ Требования к выполнению заданий и к каждому ученику должны быть едиными для всех учащихся.
■ Помнить: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.
■ Взять под особый контроль посещаемость.
■ Вовлекать в классные мероприятия каждого ученика.
Рекомендации при работе с учащимися, с неадекватной самооценкой
■ Создавать ситуацию «успеха»: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности мл. подростка, сравнивать только с собственными (ребенка) результатами.
■ Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях.
■ Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
■ Помогать влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и невилируя отрицательные.
■ Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждать проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение.
■ Не сравнивать результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
■ Поддерживать учащихся склонных к соматическим нарушениям (уходу в болезнь).
■ Осуществлять контроль за учащимися с возможными агрессивными проявлениями девиантного поведения. Создавать условия для проявления их потребности к лидерству.
■ Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
■ Пригласить родителей к психологу на консультацию.
■ Попробовать провести классное мероприятие совместно с родителями. Организацию мероприятий передать учащимся, контроль за организацией наметить совместно с классом.
Рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми
■ Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
■ Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
■ Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
■ Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
■ Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
■ Не привлекайте тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера.
■ Не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давайте им возможность действовать в привычном для них темпе.
■ Хвалите ребёнка даже за не очень значительные достижения.
■ Не заставляйте ребёнка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники).
Рекомендации для формирования оптимальной мотивации учения школьников
■ Разнообразить формы познавательной деятельности, при которых учащиеся ставятся в положение исследователя, первооткрывателя.
■ Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и не напряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
■ Давать учащимся возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы они могли оценить прикладное значение полученных знаний.
■ Проявить терпимость к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
■ Учащимся необходимы разные типы учебной деятельности для их саморазвития, в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями (робким, недостаточно решительным ученикам необходимо включение в групповую работу, ученикам с чрезмерной склонностью к обобщениям - дополнительная работа с точными, конкретными данными и анализ выводов).
раскрыть » / « свернуть